«Недаром жизнь сама нам повелела первейшим средь искусств считать ваяние.
Оно неистощимо на дерзания, имея с грубым материалом дело.
Будь в воске, глине или камне тело, ему не угрожает увядание.
А памяти, обретшей очертания, дано к потомкам обращаться смело».
Микеланджело Буонарроти
В 16-ом веке в интеллектуальных и творческих кругах Флоренции велись жаркие дискуссии: какое же направление в искусстве превосходит все остальные? Леонардо да Винчи утверждал, что живопись — это самое совершенное проявление человеческого творчества. А Буонарроти, конечно же, отдавал пальму первенства скульптуре.
Если Вы, как и Микеланджело, предпочитаете живописи скульптуру, вот вам 10 шедевров мировой скульптуры, в мраморе и бронзе, которые просто необходимо увидеть собственными глазами приехав во Флоренцию.
Галерея Академии
1. «Давид», Микеланджело
Если у Вас не так уж много времени во Флоренции и Вы сможете посетить лишь один музей, где
Зал, где выставлен Давид, был построен в форме латинского креста — неф и апсида, на пересечении которых на пъедестале, как будто бы на церковном алтаре храма «храма человеческой гениальности», стоит одна из самых впечатляющих скульптур, когда-либо созданная человечеством.
Давид Микеланджело — не только самый любимый мужчина города, это символ свободолюбивого духа самих флорентийцев: стоя у входа во дворец правительства Палаццо Веккьо и направив свой сосредоточенный взор на юг, в сторону Рима, откуда исходила постоянная угроза для свободы Флорентийской Республики, готовый к схватке с противником, Давид стал своеобразным защитником города. На этом самом месте сейчас стоит точная копия в мраморе работы скульптора Арригетти заменившая подлинник в 1911 году.
2. «Узники», Микеланджело
Четыре огромные человеческие фигуры, заточенные в камень и как-будто бы пытающиеся освободиться из него, стали частью коллекции искусства династии Медичи. Они долго украшали грот Буоталенти в садах Боболи при дворце Питти и только в 1930-е годы были перевезены в музей. «Узники» воплощают собой то, что искусствоведы называют придуманной Микеланджело техникой «non-finito»: талантливый скульптор видит в мраморной глыбе уже существующую скульптуру, а его задача — отсечь излишки мрамора, чтобы представить зрителю образ, но, как только идея становится видна, необходимо остановиться.
Галерея Академии открыта во все дни недели, кроме понедельника с 08.15 до 18.50.
Билеты можно купить на официальном сайте продажи билетов во флорентийские музеи.
Лоджия Ланци, Пьяцца делла Синьория
3. «Персей», Бенвенуто Челлини
На ремне, бегущем через торс Персея, скульптор оставил свой автограф, а на его затылке спрятал свой автопортрет.
4. «Похищение сабинянки», Джамболонья
«Изобразить одно юное атлетическое мужское тело, одно зрелое мужское немного и чувственные округлые женские формы, да закрутить это змейкой так, чтобы с разных углов обозрения скульптура выглядела всегда по-разному» — вот такой амбициозный план был у любимого скульптора Франческо I Медичи. В 1583 году изумленным флорентийцам представили новое творение и произведение сразу же получило повсеместное признание и восхищение.
Четырехметровая скульптура из 3 фигур заняла место явно уступающей ростом бронзовой «Юдифи» Донателло в Лоджии Ланци, где и находится до сих пор. Полстолетия спустя произведение Джамболонья станет вдохновением для «Похищения Прозерпины» гениального Бернини.
Музей Национальной скульптуры Барджелло
5. «Давид», Донателло
Давид Донателло разительно отличается от более позднего Давида Микеланджело: это изящный юноша, ростом в 158 см., с почти что женственным телом и мягкими чертами лица. Его голову венчает шляпа с лавровым венком, а на ногах красуются крылатые сандали, из-за чего часто эту скульптуру называют Давид-Меркурий.
Первый раз с момента ее создания скульптура была отрестоврирована лишь в 2008 году — благодаря умелой реставрации лучше стала видна позолота на некоторых деталях произведения.
Золотая статуэтка, копия статуи Давида Донателло, ежегодно, с 1956 года, вручается победителям кинопремий итальянской Академии Кинематографии.
6. «Меркурий», Джамболонья
Это одна из самых великолепных (и одна из самых моих любимых) скульптур фламандца Джамболонья. Бог торговли и красноречия, посланник между миром богов и миров людей Меркурий, устремив вверх одну руку и держа свой волшебный жезл кадуций во второй, летит, балансируя лишь на кончиках пальцев одной ноги на струе воздуха весеннего ветра Зефира.
Невозможно поверить, что этот почти двухметровый красавец отлит из бронзы — настолько великолепно скульптор смог достичь иллюзию легкости и воздушности фигуры.
Почти что 200 лет Меркурий, заказанный кардиналом Фердинандо Медичи, украшал Виллу Медичи в Риме, но в конце 18-ого века по завещанию последней представительницы династии Анны Марии Луизы Медичи был перевезен во Флоренцию.
7. «Дама с букетом», Андреа дель Верроккьо
До сих пор неизвестно имя мраморной красавицы, которую увековечил талантливый флорентийский скульптор Андреа дель Верроккьо. Есть предположение, что это флорентийка Лукреция Донати — женщина, которую всю свою жизнь любил Лоренцо Великолепный Медичи, хотя по воле его родителей, исключительно из-за политической выгоды для укрепления могущества и связей династии, ему пришлось жениться на римлянке Клариче Орсини.
Изящными, почти совершенными, руками, эскиз для которых, возможно, нарисовал юный подмастерье Верроккьо Леонардо да Винчи, девушка прижимает к груди маленький букетик первоцветов. Восхитительны детали мраморного бюста: мягкие локоны прически, складочки и сборки ее платья и тонкой ткани, прикрывающей плечи и декольте.
Музей при Дуомо (Museo Opera del Duomo)
8. «Райские Врата», Лоренцо Гиберти
Лишь два десятилетия спустя везунчик Гиберти автоматически получает следующий заказ — выполнить бронзовые позолоченные врата Баптистерия — которые с легкой руки Микеланджело, восхищавшегося их красотой и мастерством литья, получили название «Porta del Paradiso», Врата в рай.
После 27 лет работы, в 1452 году, сияющие врата, обращенные к фасаду Дуомо, были монтированы и оставались там целых полтысячелетия. В наши дни подлинник, значительно пострадавший во время наводнения 1966 года, можно увидеть в музее при Дуомо, а его место на Соборной Площади заменила точная копия.
Новая Ризница, Усыпальницы Медичи
9. «Ночь», Микеланджело Буонарроти
Скульптура, как впрочем и сам проект ризницы и все его убранство — заказ пап Медичи — Льва Х и Климента VII, которые хотели сооружить достойное место для упоковения собственных отцов: Лоренцо Великолепного и, убитого в заговор Пацци, его младшего брата Джулиано.
Работы над убранством ризницы шли несколько десятилетий, последние штрихи в 1550-е годы принадлежат Джорджо Вазари, сам Микеланджело на тот момент уже навсегда уехал из Флоренции в Рим.
Скульптура «Ночи» украшает мраморный саркофаг сына Лоренцо Великолепного герцога Немурского Джулиано. Рядом, повернувшись к ней спиной, расположилась аллегория «Дня». Не менее прекрасны аллегории «Рассвета» и «Заката», украшающие надгробие внука Лоренцо Великолепного, герцого Урбино Лоренцо, отца легендарной французской королевы Екатерины Медичи.
Галерея Уффици
10. Торс Гадди, древнегреческий мрамор, 1 век до н.э.
Торс Гадди (фамилия семьи в чьей коллекции когда-то находилась скульптура) принадлежал пожилому кентавру со связанныvи за спиной руками, на котором седел маленький купидон и подстегивал его кнутом — метафора всепобеждающей силы любви, способной покорить даже таких диких существ с необузданным нравом, как кентавры.
Идеальная анатомия торса с его великолепным рельефом мышц стала неиссякаемым источником вдохновения для скульпторов и живописцев 16 и 17 века. До сих пор начинающие художники приходят в Уффици, чтобы сделать набросок именно этой незабываемо прекрасной скульптуры.