Подземные помещения Усыпальниц Медичи хранят сокровище, о существовании которого почти 400 лет не подозревали ни горожане, ни историки.
В 1975 году директор музея Паоло Поджетто совершенно случайно обнаружил то, что было спрятано от посторонних глаз со времен Возрождения. Готовясь к реставрационным работам в музее, Паоло и его коллеги отодвинули большой шкаф, который стоял в крохотной комнате Новой Сакристии (ризницы), что слева от алтаря. Каково же было их удивление, когда под шкафом они нашли деревянную дверь в полу. Ступеньки вели в небольшое помещение, которое выглядело как простой подвальный склад. Кое-где под побелкой на стенах проступали контуры рисунков мелом и углем.
Реставраторы приступили к работе. После нескольких недель аккуратной очистки стен от побелки, исследователи обнаружили дюжину рисунков. В одном из них отчетливо узнавались контуры мраморной скульптуры, которая украшает надгробие Джулиано Медичи и находится лишь парой метров выше над подземной комнатой. Эта скульптура, как, впрочем, и почти все остальные в Новой Ризнице, были выполнены Микеланджело. Во многих рисунках на стенах была очевидна рука и стиль великого флорентийского скульптора. Теперь историкам и искусствоведам оставалось лишь понять, каким же образом они там оказались.
Вывод, к которому они пришли, всех удивил: в 1530 году эта подземная комната стала тайным убежищем для Микеланджело, где он был вынужден провести пару месяцев, прячась от мести и гнева Медичи. В 1527 году во время народного восстания во Флоренции династия Медичи былы вынуждена покинуть город. Микеланджело примкнул к рядам повстанцев. Он даже спроектировал военные укрепления для защиты городских стен. Но всего лишь тремя годами спустя, после 10-месячной осады города, Медичи снова возвратились во Флоренцию в качестве хозяев. Опасаясь за свою жизнь, 55-летний Микеланджело укрылся в подземелье базилики Сан-Лоренцо.
Эти томительные дни ожидания свободы Микеланджело проводил рисуя на стенах. Мы узнаем некоторые фрагменты произведений, которые он уже создал, как, например, деталь мраморного Давида, которого он закончил в 1504 году. Или фрагменты фресок потолка Сикстинской капеллы, работа над которыми завершилась в 1512 г. Есть на стене и рисунок скульптуры, которую Микеланджело еще юношей увидел в Риме и которая оказала огромное влияние на его последующее творчество. Речь идет о мраморном Лаокооне.
В 2023 году секретную комнату-убежище Микеланджело наконец-то открыли для посетителей. Дирекция музея сделала вход доступным для всех желающих, естественно, только по предварительной брони. Если Вы хотели бы посетить это уникальное место, свяжитесь со мной: t.shumskaya.guide@gmail.com